Надежда Лукашевич: «Не надо копировать «Меридиан», ищите свои параллели»

Дата публикации: 01.06.2016

Женский взгляд

Лукашевич2Пионерка, комсомолка, отличница и медалистка. Общественный деятель и заслуженная артистка России. Ее творческий роман длится уже 40 лет. Наша героиня – солистка трио «Меридиан» Надежда Лукашевич.

 

– Надежда Павловна, в 2012 году вы возглавили региональный штаб народной поддержки Владимира Путина, позднее вошли в состав регионального штаба Общероссийского народного фронта, лидером которого является Президент РФ. Откуда взялась такая общественная активность?
– Если говорить откровенно, я с детства была девушкой активной. Родители не знали со мной хлопот, я всегда была занята, всегда была на разрыв – учеба, кружки, общественная жизнь. Начиная буквально с пионерского возраста, я возглавляла какую-нибудь дружину, та же история была в комсомоле. Я практически не играла в игрушки. Меня больше интересовало общение, люди, интересовала жизнь, наполненная, энергичная, активная. Мне нравилось учиться, узнавать что-то новое. И петь – везде, где только можно! При этом я никогда не делала вид, что я все знаю. Всезнайки – это ужасно! Я просто ярко выраженная почемучка. Живость характера и желание познавать мир во всех его сферах, по-видимому, и привело меня сначала в Общественную палату, а потом и в региональный штаб ОНФ. Когда мне сделали предложение возглавить общественный штаб по выборам Владимира Путина в президенты, я сначала крепко подумала. Проанализировала происходящие события, прикинула, что я могу сделать. Убедилась, что вариантов здесь нет. Честно признаюсь, был некий страх и чисто женская настороженность, но интуиция подсказывала, что я поступаю правильно.
– Какой опыт вынесли из этого руководства штабом?
– Руководить – наверное, это не то слово, которое можно было применить к штабу. Там работали настолько знающие и понимающие ситуацию люди, что учить их чему-то было смешно. Работали все, я считаю, блестяще. Намного лучше московских пиарщиков. Это заметно по результату, который был у нас в Ивановской области на выборах Президента. Но главный вывод, который я сделала, – с людьми надо разговаривать, и делать это искренне.
– Много проблем, касающихся образования и культуры, поднимается и на заседаниях региональной группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», членом которой вы являетесь…
– Безусловно. Как и на заседаниях нашей комиссии по культуре и культурному наследию в Общественной палате, председателем которой я являюсь. К сожалению, на культуру в нашей стране обращается внимание в последнюю очередь. Все понимают, что в сфере культуры работают люди талантливые, желающие себя реализовать в жизни, на сцене, в профессии, и они сами «доберут» – конечно, не деньгами, а энтузиазмом. Я говорю о провинции. И такое отношение повсеместно. Эта традиция печальна. Бывая на культурных форумах Общественной палаты РФ, встречаешься с людьми из разных регионов и понимаешь, что очень многое зависит от того, насколько профинансирована область, сколько денег могут выделить на культуру. Если область самодостаточная, то и культура развивается по-другому. Но, конечно, не менее важно простое человеческое внимание руководства региона к людям культуры!
– Если бы в бюджете нашлись лишние деньги, как вы думаете, на что их нужно потратить в первую очередь?
– Так сразу и не скажешь. Теоретически у нас всё есть. Детские коллективы работают, юношеские коллективы работают, театры, филармония тоже. Другое дело – хочешь сделать что-то интересное, новое, прорывное и упираешься, увы, в отсутствие финансов… Да, ты делаешь всё, что можешь, стараешься максимально использовать те малые деньги, которые есть. Так, например, был создан в филармонии спектакль «Война ON/OFF», который получил Гран-при на конкурсе ЦФО…
– Тем не менее, сейчас попасть в наши театры почти невозможно, билеты раскупаются моментально!
– Для меня это так радостно. Я считаю, что это связано с общим настроением в стране.
– Хотим зрелищ?
– Нет. Мы хотим гордиться собой. Мы хотим видеть и знать, что мы делаем в своем регионе, что мы можем. Помните, как в советские времена попасть на выставку или купить какую-то книжку было почти невозможно. И, если это случалось, счастье было великое, это было достижение. Чуть ли не то же самое, как отбить банку майонеза в очереди перед Новым годом. Сейчас у нас есть возможность сравнивать свое, ивановское, с тем, что предлагают нам приезжие артисты и телевидение. Культура дает нам возможность чувствовать, что ты живешь на этой ивановской земле и у тебя есть культура, музеи, театры, спектакли, концерты. Есть художники и писатели. Свои! И гордиться этим.
– А нам есть чем гордиться?
– Да. У нас совершенно замечательный кукольный театр и для взрослых, и для детей! Мои внуки, когда были совсем маленькие и приезжали в гости, первым делом спрашивали, пойдем ли мы в театр. В нашем драматическом театре есть спектакли на очень хорошем уровне. Можно прийти и получить наслаждение от встречи с хорошей пьесой, с хорошим автором, с хорошим режиссером и с хорошими актерами. Много молодых перспективных артистов с хорошими голосами появилось в нашем музыкальном театре. Кстати, я получила такой заряд энергии, когда посмотрела этот удивительный спектакль «12 стульев». Это что-то абсолютно новое. Я радуюсь успеху, хорошей работе, каким-то творческим находкам. И это, наверное, в культуре самое главное. Такое перетекание энергии.
– Ваш «роман» с трио «Меридиан» длится 40 лет. Как он будет развиваться и продолжаться?
– Думаю, развитие и продолжение будет, это главное. Ведь «Меридиан» – это такой ручеек, который течет сам по себе, но все же вливается в большую реку – нашу культуру, национальную культуру. Очень многие ломали голову, что же такое «Меридиан»? К чему относится? К бардам не относится, к фольку не относится, к академическому жанру вроде бы тоже. Хотя есть и то, и другое, и третье. Мы пели и знакомились с музыкой разных стран. Нельзя сказать, что надергали по строчке. Наверное, это все сплавилось в котле. И получился «Меридиан». И теперь это уже называют «стиль меридиан» – по точному определению Микаэла Леоновича Таривердиева.
– Приятно себя ощущать основателями стиля?
– Приятно. Более того, под «Меридиан» очень многие хотели работать, но не получалось. «Меридиан» – уникальный, единственный и неповторимый. Всегда говорю: ищите параллель – свою, самобытную.
– Вы много выступали в разных странах. Какие гастроли запомнились особенно?
– В 1980‑х поехали в Финляндию и там в конце августа лопали клубнику. Она у них круглый год. А для нас это было открытие. Ощущения, сравнимые с тем, как в дореволюционное время привозили пармские фиалки из Парижа (смеется). А ведь про такие вещи у нас можно было только в книжках прочитать. Конечно, впечатлил Париж. Мы были на фестивале, посвященном Жаку Брелю и Владимиру Высоцкому. Впрочем, каждая страна, в которой мы были, чем-то запоминается. Самые острые впечатления, до сих пор колющие, – это Афганистан.
– Что способно вас сейчас удивить? Есть ли новизна впечатлений?
– Каждый человек способен удивляться, если он этого, конечно, хочет. Я всегда ищу то, что может удивить и дать мне новые знания. В разных городах нашей страны и за рубежом я всегда бежала в музеи, картинные галереи, я ходила по городу. Да и сейчас на отдыхе, например, в Греции, Испании или Италии, сажусь в автобус и просто еду вместе с обычными местными жителями, смотрю вокруг и получаю огромное удовольствие.
– Надежда Павловна, мы встречаемся почти перед Новым годом. А чем вам запомнился 2015 год?
– Конечно, это 40‑летие «Меридиана». Это и воспоминания, и подготовка к большому концерту. Он длился больше трех часов. Потом был юбилейный концерт в Москве. И я, и мои коллеги-меридиановцы вспомнили людей, вспомнили песни, встретились, поговорили. Говорят, юбилей – подведение итогов. Глупости. Жизнь идет, продолжается. Но знаете, что меня поразило? Привязанность людей к своей молодости. Это как колокольчик, который не дает заблудиться. И такие колокольчики из нашего репертуара, мне кажется, есть у очень многих наших слушателей. А теперь уже – и у их детей, и у внуков. Это и умиляет, и воодушевляет. Много в последнее время говорили о Людмиле Гурченко. Она была яркая, экстравагантная и очень естественная. Актриса, выдумщица. Ее роли были разными по материалу, но выдающимися их сделала личность Гурченко. И об этом можно только мечтать. Чтобы остался в памяти не только твой репертуар, а чтобы запомнилось, каким ты был человеком, какой личностью.
– У вас есть постоянные поклонники?
– Наверное. Но я очень не люблю таких экзальтированных поклонников. Не нравятся фан-клубы. Много раз нам предлагали создать фан-клуб. Но я по натуре очень застенчива, и мне это не интересно. Фан-клубы чаще всего состоят из тех, у кого нет своей жизни. Они живут чужой. А я хочу жить своей.
– Без чего не может быть для вас Нового года?
– Без предощущения счастья. Я не знаю ни одного человека, даже самого черного мизантропа, даже в самом-самом плохом настроении, но все равно где-то там, у него внутри, есть птенчик, который клюет: будет тебе счастье. Вот Новый год, будет тебе твое счастье.
– В вашей семье есть традиции празднования Нового года?
– Мы его отмечаем всегда. Так сложились обстоятельства, что в последнее время мы его встречаем или с детьми, что огромное счастье, или с очень близкими друзьями. И это тоже счастье, которое приносят друг другу близкие люди. Моя семья это очень ценит.
– Без чего не обходится праздничный стол?
– Олицетворение нового года – салат «Оливье». Но готовлю я его один раз в году. И это не только традиция, это память о детстве, о наших родителях, о тех сумасшедших, феерических годах, которые уже ушли.
– Что пожелаете на Новый год?
– Как серьезный человек, понимающий, что происходит в нашей жизни, я желаю все нынешние трудности пережить с достоинством. Россия – наша мать, одна, единственная. Ее не надо ругать, пинать, унижать ни в мыслях, ни в словах. Ее надо пожалеть, надо любить ее, помочь ей, во всяком случае не терзать. Я думаю, что мы люди бывалые и знаем, что через все это пройдем, и все у нас в нашей жизни будет хорошо. И наступит следующий Новый год с предощущением счастья, и это счастье все равно когда-нибудь сбудется. А если несерьезно – на Новый год занавесьте окна, выключите все новости и добудьте из своей души самое веселое, самое озорное, чтобы порадовать друг друга.

Источник: журнал «Власть. Ивановская область.» (декабрь, 2015г.)

Возможно вас заинтересует